refberry.ru

Опыт приватизации ГМС зарубежных стран

Приватизация существовала и существует не только в странах с переходной экономикой, но и в развитых странах мира в виду пересмотра подхода к составу объектов ГМС.

Современному этапу эволюции рыночной системы, наступившему в 1970-1980-е гг., присущи новые тенденции развития государствен­ной и муниципальной собственности.

Одна из тенденций - снижение доли государственной собственно­сти. В основе такого процесса лежат две основные причины.

Первая причина - изменившиеся условия общественного воспроизводства, прежде всего возросший динамизм изменений структуры и объема платежеспособ­ного спроса, усиление потребности в гибком реагировании произ­водства на меняющуюся рыночную, технологическую и социальную ситуацию.

Вторая причина - низкая экономическая эффективность государственных и муниципальных предприятий, об­условленная спецификой их функций, экономического положения, особенностями системы управления ГМИ.

Системе управления ГМИ присущ ряд генетических, в принципе неустранимых дефектов. В их чис­ле:

1) бюрократизация управленческой деятельности;

2) относительная длительность процессов сбора, переработки, анализа информа­ции.

Сужение государственного и муниципального сектора в процессе приватизации осу­ществляется по определенным программам, разрабатываемым и ре­ализуемым органами государственной власти и управления. Такие программы отражают специфику условий и задач экономического развития отдельной страны, особенности избранного механизма при­ватизации. Обратим внимание на существенные характеристики меха­низма приватизации, проведенной в западноевропейских странах и Северной Америке.

Великобритания.Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 млрд. долл., поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйрвэйз и Бритиш Петролеум.

В Великобритании программа приватизации, реализованная в пер­вой половине 1980-х гг., имела следующие отличительные признаки:

- проводилась по трем взаимосвязанным направлениям: продажа частному сектору принадлежащих государству активов; предо­ставление частным компаниям привилегий на производство то­варов и услуг, ранее производимых государственным сектором; устранение различных ограничений на конкуренцию с государ­ственными монополиями;

- приватизировались преимущественно прибыльные предприятия нефтяной, электронной и других передовых отраслей промыш­ленности, прибыльные филиалы убыточных компаний;



- наряду с предоставлением персоналу предприятий льготных ус­ловий покупки акций практиковалась также их безвозмездная передача;

- в качестве способов приватизации использовались открытая и закрытая продажа акций, а соответственно два вида цен: фик­сированные и конкурсные;

- применялось квотирование акций (например, 34% акций ком­паний электроснабжения выделялось индивидуальным инвесто­рам, 48% - институциональным, 20% - зарубежным юридиче­ским и физическим лицам);

- широкое распространение получил выкуп предприятий менед­жерами и работниками.

Среди основных достижений британской программы приватизации можно назвать:

1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий;

2) значительный рост числа акционеров;

3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.

Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.

Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период.

Франция. Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета.

Во Франции программа приватизации второй половины 1980-х гг. предусматривала:

- сочетание государственного регулирования и рыночных рыча­гов;

- разработку для каждого предприятия плана приватизации, ут­верждаемого декретом премьер-министра;

- использование свободной продажи акций через механизм биржи в качестве предпочтительной формы смены собственника;

- продажу персоналу предприятия акционерного капитала на льготных условиях (стоимость акций для них уменьшалась до 20% при условии сохранения ее владельцем в течение трех лет, отсрочка оплаты акции продлевалась до трех лет);

- создание «твердого ядра» акционеров (держателей 15-30% ак­ций) приватизированных предприятий для обеспечения ста­бильности контроля над их управлением;



- использование вырученных от приватизации средств на выплату государственного долга и на капитальные дотации другим госу­дарственным предприятиям.

В ходе приватизации уже к середине 1990-х годов было получено 43 млрд. долларов. Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров.

Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями.

Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы:

1) автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний;

2) частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке.

Французское правительство часто использовало «золотую акцию».

Италия.Приватизация в Италии была начата в 1992 году правительством Джулиано Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых компаний, производственных предприятий и крупных компаний коммунальных услуг.

Общий закон о приватизации был принят в 1992 году, согласно которому все государственные предприятия превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов, и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента.

В июне 1994 года был принят закон, позволяющий правительству держать у себя «золотую акцию» в стратегически важных предприятиях, в частности в естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг.

Испания. В Испании программа приватизации существует с 1982 года и проводится то с большей, то с меньшей интенсивностью. Преобладающей формой приватизации является предложение акций в широкую продажу через Испанскую фондовую биржу и на международных рынках капитала.

Стратегия правительства заключалась в том, чтобы приватизировать крупные государственные активы через выпуск акций, а более мелкие предприятия, нуждающиеся в реструктуризации и специальной технологии, методом прямых частных продаж.

Чехия. Продажа стратегическому инвестору автомобильной компании «Шкода» - это наиболее удачный пример приватизации одного из крупнейших предприятий в восточноевропейской стране.

Предложенные фирмой «Фольксваген АГ» в 1995 году покупная цена «Шкоды» и десятилетний план инвестиций на общую сумму в 6,5 млрд. долларов определили выбор «Фольксвагена» в качестве стратегического покупателя «Шкоды».

Доля государства в размере 30 % будет со временем продана в виде неголосующих акций либо через систему купонов, либо в рамках первоначального предложения акций (ИПО). «Фольксваген АГ» довел долю своего участия до 70 процентов. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и снять социальную напряженность в стране.

Канада. Реализация программы приватизации в Канаде началась в 1985 году и продолжается до сегодняшнего дня.

Программа полностью придерживается принципов индивидуального подхода к приватизации каждого отдельного предприятия, пользуясь предложением акций на фондовом рынке для населения, продажей посредством тендера и продажей посредством переговоров.

К 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, включая государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, а также компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие.

Программа приватизации в Канаде расширила рынки капитала и явно способствовала росту эффективности бывших государственных предприятий.

США. Заслуживает внимания и концепция приватизации в США, где к ней стали относить не только продажу государственных предпри­ятий, но и внедрение других рыночных механизмов, например кон­трактирование государственных учреждений с частными фирма­ми - исполнителями заказов, передачу производственного капитала государственных корпораций в частную собственность посредством договорных сделок или через систему публичных торгов, а также пу­тем установления арендных отношений между соответствующими го­сударственными органами и частными фирмами.

Обобщая зарубежный опыт приватизации, можно выделить инстру­менты (рисунок 2.12), позволяющие сохранять присутствие государства в экономике и создающие возможности для интеграции его капитала с частным.

Современные инструменты приватизации зарубежных стран
преобразование крупных государственных холдингов в ком­мерческие общества, акции которых могут участвовать в торгах на бирже
передача государственных и муниципальных предприятий в оперативное управле­ние и эксплуатацию частным корпорациям
уступка частному бизнесу дочерних и внучатых компаний

Рисунок 2.12 – Современные инструменты приватизации зарубежных стран

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что за счет приватизации как одного из наиболее часто используемых методов управления ГС правительства различных стран получают довольно крупные поступления в бюджет и одновременно снимают с себя бремя обслуживания и управления крупными предприятиями своих стран.

Финансовые потоки, связанные с приватизацией в различных странах проиллюстрированы в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Поступления от приватизации (млрд. долл. США)

Страна Доходы от приватизации (1985-1995 гг.) Доходы от приватизации в 1996-1998 гг.
Великобритания 96,7 (с 1979 г.) Нет данных
Франция 34,1 11,0
Италия 17,0 53,2
Канада 7,6 Нет данных
Испания 8,3 16,2
Португалия 5,3 16,3
Аргентина 18,2 (с 1988 г.) 2,5 (1996)
Чили 2,8 (с 1974 г.) 0,5 (1996)
Новая Зеландия 9,0 1,4 (1996)



001500663.html

001500673.html